1 мм изоляции Астратек = 50 мм рулонной изоляции
Продажа, расчет, проведение работ
Главная arrow Теоретические данные arrow Коррозия
Коррозия
Термин коррозия происходит от латинского слова corroder – разъедать, разрушать. Коррозия – это разрушение металлов вследствие химического или электрохимического взаимодействия его с внешней средой. В результате процесса коррозии металлы переходят в соответствующие оксиды или соли, т.е. в такое состояние, в котором они обычно находятся в природе.
По характеру самого процесса коррозия разделяется на две основные группы: химическую и электрохимическую. Первый вид коррозии протекает в неэлектролитах и в сухих газах. Электрохимическая коррозия протекает в растворах электролитов и во влажных газах. Этот вид коррозии сопровождается протеканием электрического тока.
По характеру коррозионной среды различают следующие виды коррозии:
- газовую;
- атмосферную;
- жидкостную;
- почвенную.
Газовая коррозия происходит при отсутствии конденсации влаги на поверхности и на практике встречается при эксплуатации металлов при повышенных температурах.

При температуре от 100 до 200-300ОС скорость коррозии в газовых средах сравнительно невысокая, если при этом не происходит конденсация влаги и, следовательно, не могут протекать электрохимические процессы. Выше указанной температуры скорость газовой коррозии резко возрастает. Хлор оказывает сильное действие при температуре выше 200ОС, хлористый водород – выше 300ОС, сернистый газ, оксид азота, пары серы – около 500ОС. 
Химическая коррозия в неэлектролитах, в значительной степени зависит от наличия в них агрессивных примесей (например, сернистых соединений). Коррозии подвержены металлы в углеводородах, содержащих различные карбоновые кислоты.
Атмосферная коррозия относится к наиболее распространенному типу коррозии, так как около 80% металлических конструкций эксплуатируется в атмосферных условиях. Коррозия, протекающая в условиях любого влажного газа, также может быть отнесена к атмосферной коррозии.
Коррозионный процесс в атмосферных условиях обуславливается воздействием тонкой пленки влаги, образующейся на поверхности металла. Толщина этой пленки зависит от относительной влажности воздуха. При влажности воздуха ниже 100% на гладкой поверхности образуется мономолекулярная адсорбционная пленка; при этой же влажности обычно происходит конденсация влаги в капиллярных щелях.
Различают мокрую атмосферную коррозию, возникающую при непосредственном воздействии на металл атмосферных осадков или при относительной влажности ниже 100%, и влажную, возникающую при относительной влажности воздуха ниже 100%.
На скорость атмосферной коррозии, помимо влажности, влияет загрязнение воздуха дымовыми газами, содержащими сернистый газ, солями, пылью и т.п. Эти газы и загрязнения, растворяясь в пленке влаги, увеличивают скорость реакции коррозии. По этой причине в районах промышленных центров коррозия идет интенсивнее, чем в сельской местности. На железе во влажной атмосфере образуется рыхлый слой гидроксида железа (ржавчины), который не защищает металл от дальнейшего разрушения. Кроме того, ржавчина гигроскопична, что создает условия для повышения скорости коррозии. Продукты коррозии цинка и, в частности, хлорид цинка, образующийся в атмосфере, содержащей частички хлористых солей (в морской атмосфере), также весьма гигроскопичны. Напротив, продукты коррозии алюминия хорошо предохраняют металл от дальнейших разрушений
Жидкостная коррозия – весьма распространенный вид коррозии. В зависимости от того, в какой жидкой среде происходит коррозия, различают кислотную, щелочную, солевую, морскую и речную коррозии. По условиям воздействия жидкости на поверхность металла эти виды коррозии получают добавочные характеристики: с полным погружением, с неполным погружением, с переменным погружением, капельная, струевая.
Коррозионный процесс в жидких средах для большинства металлов протекает с участием кислорода. Особенное усиление коррозии наблюдается вблизи ватерлинии. Это объясняется легким доступом кислорода. Исключительно энергичное коррозионное воздействие оказывают, например, брызги морской воды. На скорость коррозии в жидкости сильно влияет наличие окалины. Так в морской воде окалина может в 30-40 раз увеличить скорость коррозии.
Почвенной коррозии подвержены различные металлические трубопроводы, опоры, сваи, днища резервуаров, кабельные сети и другие конструкции, находящиеся полностью или частично в почве.
Почвенная коррозия часто связана с блуждающими токами. Источниками блуждающих токов являются электротранспорт (трамваи, метро, электропоезда), различные электроустановки, питающиеся постоянным током. Величина блуждающего тока может быть весьма значительной. Радиус действия иногда достигает нескольких десятков километров.
Коррозия металлов в почве имеет ряд специфических особенностей, например, возможность образования коррозионных элементов протяженностью в десятки и сотни метров (коррозия трубопроводов).
Во влажных, кислых и щелочных почвах коррозия может быть значительной.

По характеру коррозионных разрушений различают: равномерную и неравномерную коррозию. Если коррозионные разрушения концентрируются на определенных участках, то такой вид коррозии называется местной коррозией. Местная коррозия бывает различных типов:
- пятнами;
- язвами;
- точечная;
- сквозная.
Различают также межкристаллитную, подповерхностную и избирательную коррозию.
Межкристаллитная коррозия локализуется по границам кристаллов и при малом внешнем изменении приводит к значительной потере механической прочности металла. В отдельных случаях при такой коррозии металл может рассыпаться в порошок.
Подповерхностная коррозия начинается с поверхности, но распространяется под поверхностью металла. Этот вид коррозии вызывает вспучивание или расслаивание металла.
Избирательной коррозией называют явление, когда из двух или более компонентов металлического сплава переходит в коррозионный раствор преимущественно один из компонентов, а поверхность сплава постепенно обогащается другим компонентом.
На скорость коррозии влияют как внешние факторы: характер среды, рН, скорость движения и температура среды, так и внутренние факторы: состав и структура металла, чистота сплава и состояние его поверхности.
Гетерогенность сплавов, например, наличие карбидов в стали, графита в чугуне, вызывает ускорение коррозионного процесса.
Тщательная обработка поверхности, например, шлифовка или полировка, повышает устойчивость против коррозии в начальной стадии, особенно в атмосферных условиях. При коррозии в морской воде это сказывается в меньшей степени. Свежая, грубо обработанная поверхность после пескоструйной обработки обладает большей активностью ввиду отсутствия воздушной окисной пассивирующей пленки.
Внутреннее напряжение, появляющееся в металле в результате деформации в процессе обработки и эксплуатации, ухудшает коррозионную стойкость металла.
рН раствора оказывает существенное, но двоякое влияние на коррозионную стойкость металлов за счет растворимости продуктов коррозии и возможности образования защитных, кроющих пленок.
С точки зрения влияния концентрации ионов водорода на коррозию металлы можно разбить на пять групп:
1 стойкие в кислых и щелочных растворах (платина, золото, титан);
2 стойкие в щелочной среде, но не устойчивые в кислых растворах (кадмий);
3 стойкие в кислых средах, но не устойчивые в щелочных растворах (молибден, вольфрам);
4 стойкие в нейтральных средах, но не устойчивые в кислых и щелочных растворах (медь, цинк, алюминий, свинец);
5 мало стойкие в кислых растворах, умеренно стойкие в нейтральных и пассивирующиеся в щелочных растворах (магний, марганец, железо).
Например, минимальная коррозия для железа наблюдается при рН 14, для алюминия при рН 6,5, а для цинка при рН 11.
Важным внешним фактором, влияющим на скорость коррозии, является концентрация кислорода в растворе. Двойственная роль кислорода заключается в том, что с одной стороны кислород усиливает скорость реакции, а с другой стороны кислород может тормозить коррозионный процесс, так как он повышает стабильность оксидных пленок на многих металлах. Суммарное действие может быть различным в зависимости от конкретных условий. Например, в морской воде увеличение концентрации кислорода приводит к увеличению скорости коррозии.
Температура – важный фактор коррозии. Для многих процессов с повышением температуры резко увеличивается скорость коррозии. Если кислород имеет возможность выделяться из раствора при повышении температуры, то скорость коррозии снижается. Если кислород не может выделяться из раствора, то скорость коррозии возрастает. Повышение температуры влияет также и на характер защитной пленки. Так, например, на цинке до 50ОС пленка обладает хорошей адгезией и защитными свойствами. В интервале (50-90)ОС образуется зернистая, имеющая плохую адгезию и плохо защищающая пленка. Выше 90ОС снова образуется плотная пленка с хорошей адгезией.

 

 
< Пред.   След. >

Астратек Москва: тел. +7 (499) 346 36 26,  +7 (985) 727 76 78,




 
Типы покрытий АСТРАТЕК®
Теплоизоляционное полимерное покрытие АСТРАТЕК®
Теплоизоляционное полимерное покрытие АСТРАТЕК® металл

Теплоизоляционное полимерное покрытие АСТРАТЕК® фасад
Водно-дисперсионные краски и грунтовки GROSS®
Грунтовка по металлу GROSS® металл
Универсальная грунтовка GROSS® фасад
Краски водно-дисперсионные GROSS® фасад, GROSS® интерьер
Использование Астратек
Применение АСТРАТЕК в строительстве
Применение АСТРАТЕК на трубопроводах
Применение АСТРАТЕК в хозяйстве
Применение АСТРАТЕК на предприятиях


Страница сгенерирована за 0.011040 секунд